«Что помнить, чем гордиться…»

Илья Глазунов

Как много людей по возвращении из туристических поездок за рубеж с увлечением рассказывают об увиденных там древних памятниках культуры. Слов нет, очень интересно, важно и поучительно познакомиться с многовековым завоеванием человеческой культуры. Но многие ли из этих людей знают памятники отечественной культуры?

Нам приходилось разговаривать с людьми, мечтающими побывать в Соборе Парижской богоматери, осмотреть Миланский собор, соборы Кракова, Югославии, увидеть церковь, расписанную Матиссом, подлинники произведений Пикассо, Модильяни, Бюффе и других. Но заговорите с этими людьми, спросите их, были ли они в Суздале, Ростове Великом, где находится, может быть, лучший в мире архитектурный ансамбль, созданный в XVII веке, в Каргополе – русской Флоренции, слышали ли они о деревянном народном зодчестве Севера, названном Н. Рерихом «Римом России, русской Италией», видели ли они фрески древнего Новгорода, являющиеся одним из величайших достояний человеческого духа.

Все восхищаются Сикстинской мадонной Рафаэля, но многие становятся в тупик, когда спросишь об известной всему миру находящейся в экспозиции Третьяковской галереи Владимирской божьей матери; все, конечно, знают Нотр Дам де Пари, но многие ли были, например, во владимирском Успенском соборе, где сохранились гениальные фрески Рублева, в прекрасном храме Покрова на Нерли и уж наверняка редко кто видел дворец царевича Дмитрия в Угличе, простой и мужественный, как страницы каменной летописи. Например, поклонникам французского художника Анри Матисса, являющегося для многих одним из кумиров современности, надлежало бы знать, что он, приезжая в Россию, бесконечно восхищался образцами древнерусского искусства и изучал их. Он писал: «Это доподлинно народное искусство. Здесь – первоисточник художественных исканий. Современный художник должен черпать свое вдохновение в этой простоте. Ваша учащаяся молодежь имеет здесь, у себя дома, несравненно лучшие образцы искусства… чем за границей. Французские художники должны ездить учиться в Россию. Италия в этой области дает меньше».

На необъятных просторах нашей великой Родины находятся многочисленные очаги древней культуры, созданные трудовыми руками героического народа-созидателя. Стоит только обратиться к этим немым свидетелям прошлой жизни народа, как перед нами откроются художественные сокровища, запечатленные в творческих взлетах народного гения, выраженного в блистательном зодчестве, живописи и прикладном искусстве.

В нашей стране много делается для сохранения памятников старины. Но надо сказать, что мы далеко не всегда бережно храним эту драгоценную «книгу жизни», по выражению Н. К. Крупской. Часто ли заглядываем в нее? Многие исторические памятники, с которыми связаны величайшие исторические события нашей Родины, стоят в безвестности, почти забыты. Это приводит к тому, что молодежь привыкает думать о них, как о чем-то не имеющем никакой художественной и культурной ценности. Нет нужды расточать народные средства на восстановление памятников, подчас не имеющих ни исторической, ни художественной ценности. Но нельзя без возмущения проходить мимо факта безответственного уничтожения подлинных сокровищ национального зодчества. Так, например, в Витебске в декабре прошлого года по настоянию городских властей был снят с охраны редчайший памятник XII века – церковь Благовещения, современник «Слова о полку Игореве». Введенные в заблуждение вышестоящие инстанции санкционировали снятие с охраны памятника, который был незамедлительно уничтожен. А меньше чем через месяц Совет Министров БССР своим новым решением от 8 января 1962 года взял под охрану…. руины.

Разрушается деревянное зодчество Севера, вызывающее изумление всего мира, в угрожающем состоянии находится Ферапонтов монастырь, расписанный Дионисием – Моцартом русской живописи.

В настоящее время под угрозой застройки находится великолепный памятник XVI века в селе Коломенском – храм Вознесения. О нем французский композитор Берлиоз, побывавший в России, писал: «Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим я любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный».

Спору нет, жилищное строительство – одна из самых насущных проблем, но при этом необходимо разумно учитывать обязательное сохранение достаточной дистанции от ансамбля Коломенского, который требует вокруг себя должного пейзажного простора. В противном случае он потеряет свое художественное величие.

Недавно главный архитектор Москвы М. Посохин обратился с открытым письмом к московским художникам, в котором он, в частности, писал: «Охрана памятников – прямое дело общественности… В Москве находится 1.136 памятников архитектуры, – говорится далее в письме. – Большинство их представляют собой выдающиеся образцы русского зодчества. Несмотря на большую значимость этих архитектурных памятников, охрана и содержание их оставляют желать лучшего. Значительная часть архитектурных памятников используется для различных целей арендаторами. Очень часто это использование не обеспечивает сохранности памятника и даже ведет к частичному его разрушению. В отдельных памятниках под угрозой гибели находятся ценные фрески, лепнина, скульптура».

Нет будущего без прошлого, и когда-нибудь наш сегодняшний день будет тоже далекой историей. Задача современников бережно, как эстафету, передать будущим поколениям великие деяния предков. Родина – это не просто земля, на которой живешь. Это земля, которая обжита и обстроена трудовыми руками героического народа-созидателя. Столица или город – не просто населенный пункт, в нем история народа, его прошлое и будущее, в его седых камнях бьется древнее и вечно юное сердце народа.

В настоящее время памятники искусства и старины находятся в ведении местных органов, что накладывает на них большую ответственность за сохранение сокровищ культуры.

Не следует ли привлечь к этому важному общегосударственному делу и широкие слои общественности, создав для этого, по примеру Грузии, добровольное общество по охране и изучению памятников культуры в республиках, и в первую очередь в РСФСР.

Значение этих обществ трудно переоценить. В их руководство надо призвать крупных ученых, художников, общественных деятелей. Опираясь на эти общества, Министерство культуры сможет развернуть широкую действенную пропаганду национальных сокровищ, воспитывая тем самым эстетический вкус населения. Общество сыграет большую роль и в непосредственной охране памятников. Тут можно говорить о разных формах деятельности, вмешательства – вплоть до участия в восстановлении памятников.

Великая культура нашего народа – национальное достояние, которое надо хранить и беречь.